lidiamp (lidiamp) wrote,
lidiamp
lidiamp

Category:

"Гварда ке луна, гварда ке маре..."

Откуда-то у нас дома появилась газета “Сельская околица». То ли в почтовый ящик кинули, то ли муж с работы принёс. Я развернула газету с интересом, не подозревая, что она надолго отвлечёт меня от всех дел.
Новости из Тацинского района, Сальского, из Семикаракор… Стихи читателей газеты – сельских жителей… Рубрика «Письма читателей»… Глаза выхватили знакомые слова, я вернулась к началу письма читательницы. Женщина просила напечатать слова песни, в которой она помнит с молодости только такие слова:
«В лунном сиянье на колеснице
Ночь пролетает, щуря тёмные ресницы…»
У меня в голове как будто что-то щёлкнуло, и я мысленно продолжила:
«Ты посмотри, луна какая, посмотри, какое море.
Знаю, что снова встретимся вскоре».

А дальше я тоже не помнила. Текст забылся, а голос певца я помнила отчётливо, точнее – слышала его сейчас. Правда, я мысленно слышала пение на итальянском языке, а немногие слова на русском просто знала откуда-то.
Так часто бывает: какая-то песня или мелодия привязаны к определённому периоду, или даже эпизоду, в жизни. Услышишь её – и, как в машине времени, моментально перелетаешь в прошлое. Вот и я перелетела в 60-е годы. Я ещё школьница, учусь в седьмом или восьмом классе. Лето. Вечерами по улицам гуляют парочки, как гуляли тогда – под ручку. В свободной руке у девушки – сумочка, а у её спутника – «транзистор», то есть радиоприёмник на транзисторах. Ни один уважающий себя парень не шёл тогда на свидание без транзистора, это было почти неприлично.
Транзисторы были включены, и из всех лилась эта песня: «Гварда ке луна, гварда ке маре…».
В нашем дворе снимала комнату семья из Ленинграда с двумя мальчиками . Вечером, вернувшись с моря, они выходили во двор с транзистором, включали радиостанцию «Маяк» и после новостей, сообщаемых доверительным бормотанием-скороговоркой диктора, над нашим двором разливался ясный, чистый голос «Гварде ке луна…» Как будто пел сам лунный свет под музыку летнего южного вечера, под мерцанье звёзд в прорезях виноградной листвы и лёгкий бриз, залетавший во двор с моря.
Иногда песня звучала и на русском языке, но голос, певший про колесницу и ресницы ночи, я не помню.
Мы сидели компанией – человек пять – на старой узкой кровати, стоявшей у сарая вместо лавочки, прямо на голых пружинах, болтали, смеялись, дурачились - и всё это под негромкую музыку из транзистора: «Если б ты знала, если б ты знала, если бы можно было всё начать сначала…Ты посмотри, луна какая, посмотри, какое море…»

Расходились мы поздно, родители разрешали нам сидеть во дворе часов до одиннадцати.
Ребята расходились по своим квартирам, а я выносила раскладушку и ставила её возле флигелька, который мы снимали в этом дворе, в уютном тупике двора. Родители не очень охотно разрешали мне спать во дворе, они боялись, что ночь окажется прохладной и я простужусь, или что пойдёт дождь и я промокну. Зная, что тревога о моём здоровье – их главный пунктик, я горячо убеждала, что сон на свежем воздухе полезен, что я тепло укроюсь и не замёрзну, а дождь, по прогнозам, в этом месяце вообще не ожидается. И мама с папой сдавались.
Я брала у мамы одеколон «Гвоздика» - изящный узкий флакон, в котором во всю его высоту покачивалась, как водоросль в море, настоящая гвоздика – махровый бледно-розовый цветок на длинном стебельке. Я натирала одеколоном руки, шею и лицо и с такой надёжной защитой от комаров ложилась спать. Над головой трепетали листья винограда, мигали звёзды, а в голове всё ещё звучала песня про луну и море.
Среди ночи, а чаще под утро, я просыпалась. Воздух был упоительно свежим, с привкусом моря и степных трав, со слабым ароматом ночной фиалки в палисаднике. Переполнявшее меня ощущение счастья было таким сильным, что даже утомляло. Поэтому я не могла спать во дворе много ночей подряд и делала передышки, ночевала дома, где было уютно и спокойно и где я не чувствовала, тревожно и остро, как связаны воедино космос, земной мир вокруг меня и я, маленький комочек в этом мире.
Эти летние ночи, сон во дворе, моя раскладушка, как утлая лодочка в звёздно-виноградном океане, запомнились как самые драгоценные моменты евпаторийского детства. Точнее, это уже было не детство, а отрочество.

Когда я, решив обновить дизайн своего журнала, зашла на сайт и увидела этот, теперешний мой дизайн, я сразу назвала его «Виноградный двор», и так его и зову теперь. Увидев эту картинку, я сразу вспомнила наш евпаторийский дворик, и виноградник, заплетающий небо, и одеколон «Гвоздика» с тоненьким, почти бесцветным стебельком заспиртованной в нём гвоздики, и свою раскладушку, и палисадник с турецкой гвоздикой и ночной фиалкой, и ежика, забредавшего временами к нам во двор, которого мы кормили молоком в блюдечке и которого я всё мечтала приручить, а он не приручался и, попив молока, исчезал в темноте ночи, в палисаднике среди кустов. И вспомнила сразу чистый высокий голос, певший «Гварде ке луна, гварде ке маре…». И тогда же я подумала, что надо бы найти эту песню на YouTube.
И я сделала даже эту попытку: русскими буквами написала в поисковичке этого сайта «Гварде ке луна». И, конечно, ничего не нашла.

И вот, спустя месяц или два мне опять вспомнилась эта песня. На этот раз мне напомнила о ней неизвестная читательница из отдалённого села нашей области.
Я вспомнила: один из френдов объяснял мне, что песню на YouTube можно найти по автору или по названию или даже по одной строке. Ну что ж, я помнила целых две строки. Я зашла на сайт и написала в строке поиска:
«В лунном сиянье на колеснице
Ночь пролетает, щуря тёмные ресницы».
Теперь, когда я точно помнила эти строчки на русском языке, я не сомневалась в успехе поиска. Но результат меня обескуражил. Ютуб предлагал мне в исполнении Евгении Смольяниновой «В лунном сиянии», никакого отношения не имющую к итальянской песне. А дальше – всё одно и то же: романс «В лунном сиянии» в самом разном исполнении.
Я рассердилась. Я сказала, мысленно адресуясь к поисковику: «Ах, тебя сбивают эти первые два слова в моём тексте! Хорошо, я их уберу, ищи без них».
И стёрла слова «В лунном сиянье». Осталось: «…на колеснице ночь пролетает, щуря тёмные ресницы».
YouTube ответил: Результаты по запросу: на коленях.
При чём тут колени? А-а, понятно, про колесницу он ничего не знает, и предложил мне вместо неё колени. Н-да-а, ну посмотрим, что он предлагает.
Итальянская песня «Человек на коленях»… Шатунов «И упав на колени»… Дальше ещё интереснее: «Гимнастика на коленях. Подготовка к работе у станка», «Боксёр добивает оппонента, когда тот на коленях», «Подъём на носки, сидя с грузом на коленях».
Тогда я стёрла слова про колесницу. Теперь-то он не отвертится, этот поисковик, будет искать песню про ночь, которая «щурит тёмные ресницы».
Поисковик среагировал мгновенно. Он выдал: Результаты по запросу: ресницы.
Он предложил мне на выбор:
Наращивание ресниц (техника наращивания штучных ресниц), Стрелки и ресницы – уроки от Марии, Братья Гримм «Ресницы» и Алина Гроссу «Мокрые ресницы».
Я поняла, что в единоборстве с упрямым поисковиком на YouTube я потерпела поражение. Найти песню по одной строчке, здесь, может быть, и реально, но только по первой строчке. А я первую строчку не помнила.
И я бросила поиски.
Но через день или два в мозгах у меня прояснилось и я задала себе вопрос: а почему искать нужно именно на этом сайте. Можно ведь попробовать поискать в Яндексе.
Я опять ввела слова про лунное сиянье и колесницу в строку поиска в Яндексе, правда, без особых надежд на успех. И первая же ссылка в Яндексе была нужной мне песней, исполняемой Муслимом Магомаевым. Я узнала там и её название, и автора и правильное написание первой строчки на итальянском языке: Guarda che luna. Я ввела эти слова в строку поиска на YoyTube, и он, наконец, выдал мне нужную песню, да ещё в исполнении самых разных певцов, певиц и музыкальных коллективов. Я включала записи одну за другой и слушала, слушала весь вечер песню моего детства.
К сожалению, я так и не нашла эту песню в том исполнении, которое мне запомнилось. Фамилию певца я не помню, но голос был сильный и ясный, как лунный свет, чистый, без хрипотцы, и высокий, как звёзды над головой в прорезях виноградной листвы.


Песню исполняет Марино Марини
Tags: Евпатория, Крым, детство, музыка души, музыкальные истории, прекрасные мгновения
Subscribe

  • Первый класс, третья четверть

    Полинка рассуждает - Бабушка, знаешь, иногда на вопрос можно дать разные ответы. - На какой вопрос, например? – любопытствую я. - Нам на уроке надо…

  • Тест на техническую понятливость

    Увидела у Елены nelenaa тест, решила тоже пройти его. Результатом немного удивлена и весьма довольна. Ожидала, что он будет значительно…

  • Дорогие друзья!

    С 19 июня мне на почту не приходили уведомления. Ни о комментариях в моём журнале не приходили, ни об ответах на мои собственные комментарии в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments

  • Первый класс, третья четверть

    Полинка рассуждает - Бабушка, знаешь, иногда на вопрос можно дать разные ответы. - На какой вопрос, например? – любопытствую я. - Нам на уроке надо…

  • Тест на техническую понятливость

    Увидела у Елены nelenaa тест, решила тоже пройти его. Результатом немного удивлена и весьма довольна. Ожидала, что он будет значительно…

  • Дорогие друзья!

    С 19 июня мне на почту не приходили уведомления. Ни о комментариях в моём журнале не приходили, ни об ответах на мои собственные комментарии в…