lidiamp (lidiamp) wrote,
lidiamp
lidiamp

Categories:

На выставке (продолжение)

Начало рассказа о выставке "Возвращение к модернизму. 100 шедевров" здесь и здесь


На выставке было три работы Сальвадора Дали. Вот одна из них.


Называется она «Безнадёжность», 1967, гуашь.
Я подумала, что картину можно было бы назвать «Безодёжность».
Но почему всё-таки - «Безнадёжность»? Поскольку экскурсовод об этом ничего не сказал, можно дать свою трактовку. Дама принимала у себя возлюбленного. В тайну её свидания была посвящена сообщница - камеристка/горничная (а может, это вообще паж). В самый неподходящий момент муж вздумал вернуться домой с охоты/из похода/из командировки. Любовник выпрыгнул в окно, а дама мечется в поисках своего платья.
- Ну и где же тут безнадежность? – спросит меня воображаемый собеседник. – Любовник вовремя скрылся, сообщница(-ник) не выдаст, в чём же дело?
И тогда я возьму свою любимую трубку, раскурю её, многозначительно и мудро улыбнусь, довольная своей чертовской проницательностью, и отвечу:
- Элементарно, Ватсон! Обратите внимание на маленькую деталь – ботинок справа от стула. Беглец впопыхах потерял свой ботинок, и эта неопровержимая улика решит участь бедной женщины.
- Холмс, это потрясающе! – воскликнет Ватсон, - Как же я сам не заметил!
А я возьму скрипку и пойду в свой кабинет музицировать.

Однако вернёмся к реальности. Вторая работа Сальвадора Дали называется «Мервиль и его сыновья», 1967, гуашь.


Почему-то мне все трое кажутся одним и тем же человеком в три разные поры его жизни. Сразу представился циферблат часов, который можно представить как полный жизненный круг, от небытия до небытия. И на этом циферблате три портрета так и расположены: мальчик – в начале этих условных суток жизни, молодой человек – в разгаре дня, а старик – на вечернем часе суток.
А ещё, наверно, потому что фон небесно-голубой и ещё эти звёздочки, пришла в голову ассоциация с луной. Полная луна постепенно убывает: мальчик круглолиц, как полная луна, молодой человек уже не столь круглолиц, а старик – это же самый настоящий месяц, вы посмотрите на его загнутый подбородок и выпирающие брови. Натуральный месяц! Он будет всё убывать, пока не сойдёт на нет. Но потом ведь всё повторится сначала.

Третья работа Сальвадора Дали носит название «Торговка фруктами», 1969, гуашь.


Лицо у этой красотки не прорисовано, но, наверно, хороша, если вокруг прилавка целый хоровод поклонников, кто с красной розой, кто с гитарой. Замужем красавица или нет? Она молода, но думаю, что торговка дважды была замужем и обоим мужьям она наставила рога (взгляните на подпорки для тента и вы поймёте, что мои догадки имеют основание), и, возможно, бесплотные тени на картине – это те самые обманутые мужья, ушедшие от сильного огорчения в мир иной.

Моим фаворитом на выставке был, конечно, Марк Шагал. Но понравились мне и работы представителей оп-арта.
Op-art – сокращенный вариант optical art –оптическое искусство) – художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции. Иллюзии струящегося движения,последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техницистскую линию модернизма.

После всех этих умных слов, взятых мной из интернета, показываю удивительные работы представителей оп-арта.
Гюнтер Фрютрунк. Композиция в зелёном цвете. 1979, трафаретная печать.


Картина имеет явно не предусмотренную её автором глубину, в которой, как рыбы в аквариуме плавают посетители выставки, другие картины и огни светильников. На первом плане, разумеется, маячу я со своей фотокамерой и уже знакомым вам пакетом, в котором можно унести картину средней величины.

А это самый известный представитель оп-арта – Виктор Вазарели. Эта работа называется «Кубы», 1972, трафаретная печать.


У этого плавающего в невесомости куба я простояла довольно долго. Если сосредоточить внимание на нижней, жёлтой, его части, то на секунду куб превратится в разрез помещения, где жёлтым будет пол, а две другие грани – стенами. Но мне не нравится смотреть на это как на разрез комнаты. Меня очаровал куб. Он так безмятежно парил, висел в черноте космоса.
«На воздушном океане
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил»
Вот и куб этот тихо плавает на воздушном (или безвоздушном) океане. И у него очень приятная внешность: на жёлтом виден рот, кажется даже с усами, а на голубом и сиреневом – глаза. Добрый такой, живой куб.

Я неохотно отошла от плавающего куба. Следующая работа Вазарели называется «Без названия». Ага, так и называется. 1973, трафаретная печать.


Мне это напомнило подземный переход, по которому катится огромный шар. Катился он прямо на меня, и это мне не понравилось. Наверно, можно было напрячь зрение и представить себе этот шар как полую ёмкость, уходящую вдаль, но мне лень было этим заниматься. Глазастый куб, плавающий в космосе куда симпатичнее, и я вернулась к нему.

Ещё один представитель оп-арта – Руппрехт Тайлер. Синий круг на ярко-красном фоне, 1970, трафаретная печать.


Название простое, без затей, и сама работа такая же. Ей и не нужны никакие затеи, никакие хитрые оптические иллюзии. Она самодостаточна. Она спокойна, полна достоинства и приветлива. Мне казалось, что она мне улыбается.

А вот как выглядят сразу несколько работ оп-арта вместе. Они замечательно дополняют друг друга.



Не помню, что рассказывал наш экскурсовод о немецком художнике Пенке А. Р. Возможно, я что-то пропустила, когда разглядывала с пристрастием другие картины на этой выставке.
Дома, дабы восполнить упущенное, я заглянула в интернет и узнала вот что.
А. Р. Пенк (Ральф Винклер) - восточногерманский художник, самоучка, основатель направления «новых диких» в искусстве; в своих картинах большого формата разработавший систему знаков с архаичной символикой. Отличительными особенностями работ Пенка являются так называемые "человечки из черточек".
Вскоре после возведения Берлинской стены Винклер написал (осенью 1961) первую из так называемых "мировых и системных картин" - скупыми средствами он изображал ситуации, происходившие в мире с людьми. Сам Винклер определял свой стиль, который по своей символике напоминал манеру доисторических пещерных художников, как реализм и, следовательно, как соответствовавший установкам социалистического искусства. Тем не менее "Мировые и системные картины" воздействовали на зрителя подобно хитроумно зашифрованному ребусу: его полотна были испещрены "человечками из черточек" в окружении других фигур, а также предметами и буквами.
В1988 году Пенку присваивается звание профессора в Академии искусств Дюссельдорфа;
Он обладатель многих престижных премий в области изобразительного искусства.

Вот одна из работ А.Р. Пенка, называется она «Мститель», 1990, офорт + акватинта


Кто-то из группы, проходя мимо этой работы, произнёс недовольно «Ну что тут можно понять?»
Сразу видно, что человек не увлекался ребусами в детстве. Но я-то их щёлкала, как орехи, поэтому в картине Пенка мне всё было ясно, как божий день. Название картины я бы проигнорировала, оно не отражает сути. Если бы я была экскурсоводом, то поведала бы слушателям следующее:
«Тема картины – Мужчина и Женщина, одна из основных тем искусства. Здесь художник изобразил извечный конфликт между полами. Мужчина уходит – может быть, в поисках самого большого мамонта или на Троянскую войну. А может, открывать Америку или покорять Эверест, это детали. Главное, что он уходит, он счастлив, он предвкушает приключения, победу и славу. Посмотрите на фон, на котором изображён Мужчина – оранжевый, солнечный. Это радостное настроение, это энергия, которая бьёт ключом и гонит его из дома навстречу приключениям и опасностям.
А что же Женщина? Она остаётся в печали и одиночестве. «Ты куда, Одиссей?» - восклицает она в отчаянье. Обратите внимание на тёмный фон, окружающий Женщину, цвет уныния и подавленности.
А теперь посмотрите на эти красные пятна на её теле, на спиральные круги и белые пятна на ногах и пальцах. Это же диагноз. «Не оставляй меня, я так слаба и больна, - молит она. – У меня ветрянка, обморожены ноги, пальцы и грудь, кружится голова и крутит в животе. Неужели ты можешь бросить меня в таком состоянии?»
Бросит или не бросит? Художник оставляет героя на распутье, а нас в неведении. Но можно догадаться, чем закончится этот конфликт.»

У картины Р. Мана «Жюли» я задержалась. Невозможно было не остановиться, увидев эти глаза и зажатый рукой рот. Кто эта красавица? С кого писал художник портрет?
Об этом экскурсовод нам ничего не сказал. Позже в интернете я нашла сведения, что он был женат на танцовщице и фотомодели Джульетт Браунер. Джульетт, танцовщица… Вполне возможно, что Жюли – это и есть Джульетт.


При взгляде на портрет мне вспомнились одновременно две вещи, к художнику Рою Ману, не имеющие никакого отношения. Одна – это мексиканский фильм «Есения», где главную героиню цыганку Есению играла актриса Жаклин Андере. Хрупкостью, грацией, чертами лица она напомнила мне Жюли на этом портрете.
Сразу вспомнилось, какой бешеный успех имела эта мелодрама в своё время. Однажды я зашла в книжный магазин «Просвещение» на Пушкинской улице и, разглядывая книги, услышала разговор двух молоденьких продавщиц.
- Я смотрела «Есению» четыре раза! – сказала одна из них.
- Четыре?! Я уже пятнадцать раз её посмотрела! – гордо ответила другая девушка.
И первая продавщица посмотрела на подругу с большим уважением.

А другая ассоциация связана… с повестью Марка Твена «Принц и нищий». Мать Тома, когда принц в лохмотьях попадает к ним домой, сомневается, что это её сын, несмотря на полное сходство. Что-то не даёт ей покоя, и она решает проверить, это её мальчик Том или нет. Когда принц заснул, она резко поднесла к его лицу пылающую головню из печи или факел. Принц проснулся и инстинктивно закрыл лицо рукой. И он сделал это НЕ ТАК, как это делал Том. Обычно люди заслоняются ладонью к себе, а тыльной стороной руки наружу, Том же с младенчества заслонял лицо наоборот – ладонью наружу. Вот как эта Жюли.
Надо же запомнить такую деталь из книги, прочитанной в 8-летнем возрасте!
Но что же так напугало бедную Жюли? Я повернула голову в направлении взгляда Жюли и увидела:


Это была картина Эрнста Фукса «Нубийка».
Пугливый, однако, народ эти танцовщицы. Хотя, пожалуй, внешность у нубийки, и правда, немного… свирепая. И в самом названии картины прослушивается «убей-ка». Да-а, лучше не иметь такую соперницу.

А вот и тот, из-за кого они соперничают. Он здесь же, рядышком разместился.


Представляю: Дэвид Холни, картина «Студент», 1973, офорт + акватинта.
Посмотрела я на этого студента и поняла, что обеим красоткам тут ничего не светит. Молодой человек явно не от мира сего, и ни утончённая прелесть цыганки, ни зверский темперамент нубийки его не трогают.
Такая вот коллизия.
Tags: изобразительное искусство, лытдыбр, смешарики
Subscribe

  • (no subject)

    Сколько же времени я не вела записей в журнале? Посмотрела – ничего себе! – больше полутора лет. И, с одной стороны, время пролетело быстро, а с…

  • Такого снегопада, такого снегопада...

    Декабрь и почти весь январь у нас в Ростове в сущности были продолжением ноября: температура воздуха - около нуля, часто накрапывал дождь, было хмуро…

  • Время цветения кактусов

    Как-то одновременно случилось несколько мелких неприятностей. Но Мироздание немедленно компенсировало мне каждую неприятность чем-то приятным. Сожгла…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • (no subject)

    Сколько же времени я не вела записей в журнале? Посмотрела – ничего себе! – больше полутора лет. И, с одной стороны, время пролетело быстро, а с…

  • Такого снегопада, такого снегопада...

    Декабрь и почти весь январь у нас в Ростове в сущности были продолжением ноября: температура воздуха - около нуля, часто накрапывал дождь, было хмуро…

  • Время цветения кактусов

    Как-то одновременно случилось несколько мелких неприятностей. Но Мироздание немедленно компенсировало мне каждую неприятность чем-то приятным. Сожгла…